История создания Памятника лётчикам гражданской авиации, погибшим в ВОВ 1941-1945гг.

В 1972 году ветераны 10-ой гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ (гражданского воздушного флота) решили увековечить память своих боевых товарищей. По словам вдовы Председателя Совета ветеранов 10-ой гв. АТД ГВФ Окинина Николая Степановича Рэмы Степановны Окининой, ветераны собирались у них в доме, на кухне. Именно там и возникла мысль о Памятнике.
Стелу планировалось установить к 9 мая 1973 года. Однако то, что предполагалось осуществить за полгода, заняло целых 8 лет.
27 ноября 1972г. ветераны 10-ой гв. АТД ГВФ обратились к тогда ещё начальнику Внуковского объединенного авиаотряда (ОАО) Буланову Николаю Андреевичу, а затем с его помощью в Министерство ГА (гражданской авиации) с просьбой ходатайствовать перед Советом Министров РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, ныне – Российская Федерация) соорудить Памятник лётчикам ГА, погибшим в годы ВОВ 1941-1945гг.
26 марта 1973 года Совет Министров разрешил МГА соорудить памятник стоимостью 30.000 рублей. Можно ли подсчитать сколько стоил памятник?
К 1 августа 1973 года полностью были собраны средства на этот памятник.
На основании разрешения Совмина РСФСР, Министерство Культуры РСФСР своим приказом поручило скульптору – Постникову Г. Н. и архитектору Васнецову В. В. создать проект Памятника.
10 апреля 1974 года начальник Московского транспортного управления назначил комиссию, которая выбрала участок для строительства Памятника.

Интересно, что стела могла бы стоять в другом месте. При выборе рассматривали три участка:
1. Улица 1-ая Рейсовая, напротив здания штаба 235 ОАО (ныне ГТК «Россия»)
в зелёном сквере;
2. Улица 1-ая Рейсовая, на красной линии между зданиями гостиницы и бытового комбината;
3. На углу перекрёстка улиц 1-ая Рейсовая и Б.Внуковская, рядом со стадионом.

Зимой 1974 года, не дожидаясь окончательной разработки проекта всего Памятника, по просьбе МТУ и Внуковского ОАО архитектор Васнецов разработал проект благоустройства выбранного участка и чертежи фундамента с учётом всего проекта.
На основании этого проекта и чертежей Внуковский ОАО (объединённый авиаотряд) в марте-апреле 1975 года провёл работы по фундаменту и благоустройству участка. Был изготовлен закладной камень.
9 мая 1975 года был торжественно заложен Памятник.

с 1975 по 1979 годы проект Памятника проходил многочисленные инстанции. В то время был очень строгий порядок. Сначала проект одобрили в районном комитете партии, затем в партийных и государственных органах г. Москвы, потом попал на рассмотрение в Верховный Совет РСФСР, и уже там Памятник обрёл статус республиканского значения.
Только после того, как все республики откликнулись и внесли свой посильный финансовый вклад, этот Памятник стал Памятником всесоюзного значения.
В дальнейшем разработка окончательного варианта проекта Памятника проходила под руководством художественного совета МГА. Мы только знаем, со слов архитектора, о том, что художественный совет МГА и Министерство Культуры утвердили проект Памятника объединения “Росмонументискусство”.

Окончательный этап работ пришёлся на 1979-1980 годы.
Министерству Культуры РСФСР было поручено изготовление рабочих чертежей и скульптурной части Памятника.
“Росмонументискусство” составило смету по памятнику и согласовало её с Внуковским ОАО.
В феврале 1979 года был составлен график работ, подлежащих выполнению объединением “Росмонументискусство”.
15 марта 1979 года “Росмонументискусство” представило во Внуковское производственное объединение инженерно-конструкторские чертежи Памятника.
28 августа 1979 года по просьбе общественности было созвано совещание у зам. начальника ВПО (Внуковского производственного объединения) с участием архитектора, инженера-проектировщика, главного инженера завода 400, на котором обсудили дальнейшие работы по Памятнику.
К середине января 1980 года НИИ ГА (научно-исследовательский институт гражданской авиации) “Аэропроект,” ремонтным заводом № 400 ГА совместно с “Росмонументискусство” были разработаны чертежи металлической части Памятника.
К этому же времени были выполнены строительные работы по устройству фундамента Памятника.
В марте 1980 года заводом № 400 ГА были изготовлена металлическая часть памятника
Тогда же “Росмонументискусство” выполнило художественную часть Памятника (пропеллеры, барельефы на металле)
В конце апреля – начале мая силами работников ВПО и завода № 400 установили Памятник.
9 мая 1980 года Памятник был торжественно открыт.

В президиуме митинга были:
Министр гражданской авиации СССР, Главный маршал авиации Борис Павлович Бугаев.
Работник ЦК КПСС В.В.Кузькин
Председатель ЦК профсоюзов авиаработников В.А.Зуев
Заместители Министра ГА, члены коллегии МГА
Начальники управлений МГА, члены коллегии
Секретарь партийного комитета МГА
Заведующие отделами транспорта и связи МГК и МК КПСС
Ответственные работники МГА, МГК КПСС, профсоюза авиаработников, ветераны,
заслуженные работники Аэрофлота, ремонтного завода № 400 ГА.

Всего на митинге присутствовало около 6 тысяч человек. Это ветераны 10-ой Гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ, 3-ей отдельной краснознаменной авиадивизии связи ГВФ, 120-го отдельного авиаполка ГВФ, авиаработники предприятий и организаций Московского авиаузла, управлений и республиканских объединений ГА, члены семей погибших в годы ВОВ, пионеры дружины имени Героя Советского Союза Григория Алексеевича Тарана (командира 3-го Виленского полка 10-ой АТД ГВФ), жители посёлка Внуково.

Что ещё хотели сделать для увековечения памяти героев-лётчиков аэропорта Внуково, но по разным причинам не смогли осуществить?

Планы были грандиозные, причём всё было одобрено Министром гражданской авиации Бугаевым Б.П.
1. Планировали снести здание магазина и спортбазы, которые расположены рядом с памятником. На этом месте хотели сделать сквер. До здания штаба нынешнего открытого акционерного общества (ОАО) «Аэропорт Внуково» (бывшее здание школы № 13) должна была идти аллея героев, где были бы установлены бюсты героев и доски памяти о них. На первом этаже штаба хотели поместить музей боевой и трудовой славы аэропорта Внуково.
2. Предполагалось, что рядом с Памятником будет гореть Вечный огонь. Газовая труба и гильза и сейчас заведены под насыпью Памятника.
3. Были задуманы 2 мраморные плиты высотой до 3-х метров. На одной думали написать все воинские части, которые базировались во время ВОВ на аэродроме Внуково. На другой – расположенные в алфавитном порядке имена всех погибших в ВОВ авиаторов ГВФ.

К сожалению, из-за недостатка финансов и из-за того, что надо было успеть завершить все работы к 9 мая 1980 года, эти идеи не были реализованы.
Но самое главное было сделано! Внуковчане вправе гордиться уникальным и единственным в своём роде Памятником лётчикам гражданской авиации, погибшим в годы ВОВ 1941-1945гг